Безопасность
Обеспечение безопасности воспитанников ДОУ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учетом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
· охрана жизни и здоровья детей;
· противопожарная и техногенная безопасность;
· предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
· обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
1. Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
2. Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
3. Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.
В ДОУ разработан план взаимодействия с родителями, включающий в себя :
· проведение родительских собраний;
· оформление информационных уголков (папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т. п.);
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
· изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
· наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;
· аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно — технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
· обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно — правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
· выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
· формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
· обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ:
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
Обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно — образовательного процесса.
В ДОУ организована работа по обеспечению безопасности участников воспитательно — образовательного процесса:
· разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
· разработана инструкция о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· разработано методическое пособие для руководителей, педагогов и обслуживающего персонала ДОУ «Безопасность в дошкольных учреждениях;
· для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ ежемесячно проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.
· систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.
·
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом.
В нашем ДОУ разработано:
1. Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности
2. Противопожарный режим
3. План противопожарных мероприятий
В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
· семинары;
· вопросы рассматриваются на педагогических советах;
· создана соответствующая развивающая среда;
· разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности;
· ежемесячно проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ;
· разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности;
· ведется работа по созданию мини- музея по пожарной безопасности;
· ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности;
· ежемесячно проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ на случай возникновения пожара.
Итак, понятие «безопасность» включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:
1. Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
2. Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
4. Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
5. Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
6. Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
7. «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
8. Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
9. Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
10. Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;
11. Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
13. Устав МДОУ и родительский договор (см. в разделе "Документы")
Приказы, локальные акты и инструкции по охране жизни и здоровья детей:
3. Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;
4. Приказ «Об организации экскурсий»;
5. Паспорт дорожной безопасности МБДОУ "Детский сад № 86";
6. Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;
7. Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
9. Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;
10. План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
11. Инструкция о мерах пожарной безопасности в здании и помещениях МБДОУ "Детский сад № 86";
12. Обязанности дежурного администратора в случае возникновения пожара;
13. Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности»;
14. Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма;
16. Методические рекомендации по выявлению признаков подготовки террористического акта.
Материал для работы с детьми:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).
2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс»», 2010.-240ст.
Обеспечения безопасности детей в ДОУ
1. Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками.
2. Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения.
3. Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет.
4. Необходимо требовать от родителей личной передачи ребенка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребенка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтеру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в ДОУ имеются:
· металлические двери;
· тревожная кнопка;
· система пожарной сигнализации;
· план эвакуации детей.
Требования Правил противопожарного режима при организации и проведении
мероприятий с массовым пребыванием людей
– дороги, проезды и подъезды к зданиям и источникам противопожарного водоснабжения должны быть свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, очищенными от снега и льда;
– провести целевой противопожарный инструктаж с работниками, задействованными в проведении мероприятия;
– помещение для проведения мероприятия дополнительно укомплектовать первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), а также убедиться в исправности всех средств противопожарной защиты объекта;
– допускается использовать только этажи и помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами;
– двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода и иметь возможность свободного открывания изнутри без ключа;
– елку необходимо устанавливать на устойчивом основании, не загромождать выход из помещения, ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолка;
– не использовать лампочки в гирляндах мощностью более 25 Вт. При этом электропровода должны быть гибкими, с медными жилами, исправной изоляцией и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений;
– при обнаружении неисправности елочного освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения неисправностей и их устранения.
Запрещается:
– применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, устраивать другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;
– применять электрические гирлянды и иллюминацию без сертификатов соответствия;
– украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитным составом;
– проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные работы;
– использовать ставки на окнах для затемнения помещений;
– уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и т.п.;
– допускать заполнение помещения людьми сверх установленной нормы;
– загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, мусором и другими предметами;
– фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, а также снимать их;
– при проведении мероприятий должно быть организовано дежурство на сцене и в зальных помещениях ответственных лиц или членов добровольных пожарных дружин.